Индия по-русски ~ мобильная версия

История и Цивилизация Индии

achadidi Ср, 21/05/2008 - 08:30

Для тех, кто хотел бы совершить путешествие по индийской истории, оно началось бы в Бхимбетка в Мадхия Прадеш. Рядом со столицей Бхопалом, находится ряд примитивных каменных убежищ. Находящиеся в радиусе нескольких километров убежища украшены наскальными рисунками, чудесно отображающими взгляд человека на жизнь в доисторические времена. Животные, нарисованные больше натуральной величины, отражают страх человека перед неизвестным. Человек вел оседлый образ жизни и занимался земледелием, а не кочевал с места на место.

Самые ранние сведения об истории находятся в руинах сейчас, на западе страны, в плодородной долине Индус. Городские поселения в Мохенджодаро и Хараппа (оба места в Пакистане), за 3.000 лет до нашей эры, входили в Цивилизацию Индусской Долины. Даже сегодня, руины этих городов указывают на существование изумительно развитой цивилизации. Построенные немного позже, чем самые древние в мире города Месопотамии, эти поселения имели высоко развитое понимание городской планировки, соответствующую прямоугольной схеме мощеных дорог, крепкие кирпичные дома, зернохранилища, общественные бани и даже систему канализации.

Народ этой преимущественно аграрной страны использовали деньги, занимались торговлей и имели письменность. В раскопках были найдены печати, дающие представление о жизни того времени. Наиболее часто распространенные изображали быка, символизирующего аграрную культуру, в то время как другие изображали мать богиню, представляющую почтение к женщинам. Пожалуй, самая интересная находка -- это статуэтка танцующей девушки, уверенной в себе и раскованной, что является качествами мирной и оседлой жизни.
Коренные изменения произошли с приходом арийцев в 1.500 году до нашей эры.
Некоторые историки считают, что арийцы были завоевателями; другие считают, что они были мигрантами, приходящими волнами одна за другой. В настоящее время идут споры о том, почему Цивилизация Индусской Долины была вынуждена переселиться на юг: были ли они вытеснены арийцами или это было следствием других факторов, таких как землетрясение или наводнение. В любом случае, результатом этого переселения было поселение арийцев в Великой Индусской Долине, их становление аграрным обществом и основание небольших деревенских общин в Пуньябе.

Кроме земледелия, арийцы также внесли вклад в индийское разнообразие. Они ввели коневодство и свою религию. Конные сражения привели к широкому распространению арийской культуры по всей северной Индии. Мы видим начало мощных империй. Их язык, санскрит, является основой и связующим фактором во многих индийских языках, в то время как пантеон арийских богов и богинь, их мифы и легенды стали основой Индуизма.

Оседлый стиль жизни привел к появлению административной системы, к созданию своего рода правительства и сложных социальных моделей, основной из которых была система каст. Изначально функционировавшая как гильдии, система каст деградировала в жесткую социальную систему, основанную на рождении. Этот период также включает в себя появление царств и республик, и в него входят события двух великих индусских эпопей Рамаяна и Махабхарата. Эти две эпопеи, изобилующие аллегориями и символизмом, содержат широко известные уроки мирской мудрости. Лучше всего эта мудрость проявляется в Бхагвад Гита, являющаяся частью Махабхараты, в которой формулируется совет бога Кришны принцу Пандав Арджуну. Неудивительно, что существуют другие писания, такие как 4 Веды, которые все вместе помогли трансформировать грубое, нахальное и агрессивное общество в утонченную и изысканную цивилизацию.

К 6 веку до нашей эры, истинный дух индуизма был заточен ритуалами и традициями, поэтому такие мыслители как Махавира и Гаутама Будда стали искать и предлагать альтернативные пути – Джайнизм и Буддизм соответственно. Обе религии разделяют упор на терпимость, самодисциплину и ненасилие. Более заметно это проявляется в джайнах. Традиционные джайны носят тряпичные маски на лице и подметают перед собой, когда идут, чтобы не причинить вреда ни одному живому существу, которые могут случайно попасть им в рот или быть раздавленными. Буддисты же выражают подобное убеждение через свое отношение к жизни. Джайнизм распространился в основном в западных районах страны, в то время как Буддизм перешел в другие страны, начиная со Шри-Ланки и затем распространяясь на восточную и юго-восточную Азию.

Среди тех, кто наиболее способствовал распространению Буддизма, был маурьянский император Ашока (268-231 до нашей эры), внук первого императора Индии Чандрагупта Маря. Царство, которое Ашока унаследовал от своего отца Биндусара, пролегало по всему субконтиненту. Удовлетворяя свои империалистические амбиции, Ашока смог присоединить несколько царств, последним из которых было царство Калинга.
Это событие в корне изменило жизнь императора и курс индийской истории. Будучи растроганным зрелищем кровопролития, Ашока осознал бессмысленность мирской власти. Он стал буддистом, но никогда не принуждал своих подчиненных исповедовать свою религию. Однако, он не жалел усилий на распространение Буддизма, издавая указы и посылая послов в другие страны.
Считается, что четыре льва, стоящие на вершине столицы царства Ашока и являющимися индийской национальной эмблемой, символически распространяют Закон в четырех направлениях.

Ко второму веку, северная Индия распалась на несколько мелких княжеств. На юге же появились три крупные династии, воевавшие за господство в своем регионе: Чолы, Пандьи и Черы. Именно в это время был установлен первый контакт с путешествующими по морю римскими торговцами. Считается, что Святой Фома приплыл в Кералу в первом веке нашей эры и основал там христианскую общину.
На севере Индии, в период с 320 до 480 года нашей эры характеризовался появлением и процветанием империи Гуптов в Магадхе. В это время, считающиеся золотым веком Индии, произошло развитие классических видов искусств.
Живопись, архитектура и, что наиболее известно, скульптуры того времени были выполнены безупречно с технической точки зрения и также блистали своей новизной. Существовали различные формы творческого выражения и процветали новые идеи. Были написаны ученые трактаты по искусству любви – Кама-сутра.

Все это было недолгим. Вторжение гуннов на северо-западе ускорило падение империи Гупта, и за этим последовал период политической нестабильности.
Центр развития соответственно сместился на юг от гор Виндхья. На протяжении 600 лет с середины 6 века, четыре царства Чалукьи, Чолы, Палавы и Падьи были втянуты в войны между собой, проходящие с переменным успехом. Это время отмечалось процветанием тамильской культуры с характерными стилями в искусстве и архитектуре, наряду с характерной письменностью. Расцвет этой культуры достиг своего пика в 12 веке при правлении династии Чолов.
Южные царства проявляли демократические взаимные уступки, что в каком-то смысле присуще Индии. При правлении Чолов, морские путешественники переносили индийскую культуру через моря в страны юго-восточной Азии, где она распространялась и приобретала местный колорит. У себя дома в Керала, Черы радушно принимали арабских торговцев, которые открыли быстрый путь в Индию по морю, используя ветер муссон. Многие из арабских торговцев решили осесть в Индии, и им было позволено свободно исповедовать свою религию. Их потомками стали маплахские и малабарские мусульмане. Межкультурные особенности наиболее отчетливы на архипелаге Лакшадвип, у побережья Кералы, где традиционный Ислам исповедуется так строго, как и исламская традиция матриархата, принесенная на архипелаг с материка.

Мусульманское влияние на юге отдалось эхом на севере. Махмуд Гхазни из Афганистана, завлекаемый историями о плодородных равнинах Пуньяба и богатстве индусских храмов, напал на Индию в 10 веке. За ним последовали другие захватчики из Центральной Азии. В конце 12 века, Гутб-уб-дин Айбак основал в Дели династию Славов, тем самым закладывая основу делийского султаната (правление турецких и афганских султанов: Кхилиджса, Тугхлакса и Лодиса).
Еще более значимое влияние оказали Мугхалы, племя из центральной Азии, образованное в16 веке Бабуром. Несмотря на желания Бабура покорить Хиндустан, он никогда не стремился осесть в Индии, стране, лишенной знаменитых “Ферганских дынь”, которые он очень любил.

Однако у судьбы были свои планы в отношении Бабура. После первой битвы при Панипате, в которой он одержал победу над Ибрагимом Лоди, Бабур оказался отцом династии Мунгалов.
Его сын, Гумаюн, значительно укрепил основание, заложенное Бабуром, но все же величие династии было уготовано для внука Бабура Акбара (1562-1605). Мирская мощь являлась не единственной причиной, почему этого императора называли Акбаром Великим. Помимо присоединения к своей империи обширных земель, он создал одну из наиболее эффективных форм управления, которая продержалась на протяжении многих веков после его смерти. Но основным его наследием останется его попытка создать культуру, объединяющую Индуизм и Ислам в своей работе Дин-и-Илахи. Для применения своих идей на практике, Акбар даже женился на индусских принцессах, и архитектура городов Сикандры и построенного им Фатехпур Сикри соединяла индусские и мусульманские стили. Мунгальская культура достигла пика во время правления его внука Шахаджахана, известного как великого строителя и покровителя искусств. Шахаджахан перенес столицу из Агры в Дели, но он все же уготовил берега реки Ямуны в Агре для строительства незабвенного Тадж-Махала, памятника, посвященного его возлюбленной царице Мумтаз Махал. Как образец изысканной архитектуры, Тадж-Махал посещают и руководители государств, и простые туристы, восхищаясь его красотой и великолепием. Один из американских президентов заметил: “Мир делится на тех, кто видел Тадж-Махал и на тех, кто не видел”.

Последний из выдающихся мунгальских императоров, Аурангзеб, еще больше расширил империю на юг Индии. Аурангзеб был крайне нетерпим к другим религиям, и его правление не отличалось спокойствием из-за бросающих ему вызов кланов Раджпут и Маратха. Это было начало конца, потому что последующие императоры не могли сдерживать растущие восстания, и после того, как Британская Империя захватила Индию, они стали еще менее эффективны. Последний мунгальский император, Бахадур Шах Зафар был изгнан из Индии англичанами в Бирму, где он умер в одиночестве. Влияние Ислама на индийскую культуру велико. Ислам оказал сильное влияние на развитие всех сфер человеческой деятельности, на язык, на одежду, на кухню, на все формы искусства, архитектуру, городскую планировку, на традиции и ценности в обществе.

В религиозной сфере, учения двух великих лидеров 14-15 веков, Кабира и Нанака, отразили проникновение обеих культур. Извлекая из преисполненного преданности индусского Бхакти и из исламского культа Суфизм терпимость Индуизма и идеи равенства Ислама, они практиковали религию, рекомендующую простую жизнь и практический здравый смысл. Кабир делал упор в своих куплетах на единство божественного, в то время как гуру Нанак стал родоначальником Сикхизма, имеющим много последователей в Пуньябе.

Следующая волна влияния, которая изменила курс индийской истории, пришла от европейцев и, в конечном итоге, от англичан. Великие морские путешественники северо-западной Европы, англичане, французы, голландцы и португальцы высадились на индийские берега в начале 17 века и основали торговые поселения вдоль побережья Индии. С появлением конкуренции, торговцы стали обращаться за помощью местных лидеров, стараясь привлечь их на свою сторону для консолидации своих территориальных и торговых позиций. Со временем это переросло в политические амбиции. Торговцы умело использовали разобщенность индийских правителей для извлечения своей выгоды. В конечном итоге победили англичане. Они установили господство над восточной Индией после битвы у Плассеи в 1757 году и, к началу первой войны за независимость 1857, установили свое правление над большей частью субконтинента.
В отличие от своих предшественников, англичане не стали формировать в Индии местную империю. Вместо этого, Индия обеспечила мощный толчок зарождающейся экономической революции в Англии, снабжая английскую промышленность дешевым сырьем, капиталом и рабочей силой. Индийская земля была реорганизована под жесткой системой землевладения (Заминдари) для облегчения сборов налогов. В некоторых областях фермеры были вынуждены перейти от натурального хозяйства к коммерческому сельскохозяйственному производству, выращивая индиго, чай и кофе. Результатом этого стали массовый голод и восстания.

В результате векового страдания, в 1857 году произошло великое восстание, ныне известное как 1ая Индийская Война за независимость. Британские законы, особенно, такие как Dalhousie’s Doctrine of Lapse, вызывали спонтанное сопротивление. Царские особы, аристократия и крестьянство все вместе восстали против англичан. Восстание было жестоко подавлено, и в 1858 году Индия стала входить в Британскую империю.

Однако семя независимости уже было посажено. С этого момента в истории, через образование и социальные реформы, путем вооруженного сопротивления и через политические движения, душа Индии была возбуждена против оков британской эксплуатации. Основанная англичанами обширная сеть железных дорог способствовала распространению идеи об индийском единстве, так как с передвижением людей также распространялись идеи независимости. Небольшая группа иностранцев не справлялась с управлением огромной страны, поэтому англичане решили основать местную элиту, чтобы получить помощь в решении этой задачи. Эта элита, образованная в лучших британских традициях, внедряла западные идеи в социальную и интеллектуальную ткань индийского общества. В основном благодаря усилиям прозападной интеллигенции, в индийских массах распространялись демократические идеи, идеи личной свободы и равенства, и кульминацией этого явилось движение за независимость.
Это было время великой социальной закваски. Возглавляли социальные реформы бенгальцы Радж Рем Мохан Рой, Банким Чандра Чаттери и Видясагар. В 1885 году был создан Индийский Национальный Конгресс, и к этому времени уже сформировалась психологическая концепция национального единства.

На рубеже двух столетий, движение за свободу достигло простых людей. Такие лидеры как Бал Гангадхар Тилак и Ауробиндо Гхосе основали движение Свадеши. Полная массовая мобилизация произошла после появления одного из наиболее харизматичных лидеров.
Мохандас Карамчанд Ганди был индийским юристом, изучавшим юриспруденцию в Англии. Он приобрел свой политический задор, когда организовал в Южной Африке общину индийских экспатриантов против апартеида. Позднее он выработал технику протеста, сатяграха, и которой он присвоил имя Махатма или Великая Душа. После возвращения в Индию в 1915 году, он стал жизненной силой Конгресса, который только и ждал такого лидера. Как сказал Джавахарлал Неру, “он был мощным потоком свежего воздуха, который заставил нас потянуться, вздохнуть полной грудью и оживить Движение за Независимость”.
Под его руководством Конгресс организовал серию массовых движений, таких как ненасильственное движение против сотрудничества (1920-22) и движение гражданского неповиновения (1930). Ганди вызвал восхищение индийцев Соленным Маршем, когда он повел группу своих последователей в марше на 200 миль из Самарматти в Данди, в нарушение британских соленных законов. Движение за независимость окрепло. В августе 1942 года, движение Квит Индия, организованное против англичан, прибегло к жестокому насилию. Стало очевидно, что англичане смогут удерживать Индию в составе своей империи только высокой ценной. В конце Второй Мировой Войны, английское правительство издало ряд указов по передаче власти Индии.

15 августа 1947 года Индия добилась независимости. В своей ночной речи в Индийском Парламенте, первый премьер-министр Джавахарлал Неру сказал: “Много лет тому назад, мы встретились с судьбой, и сейчас пришло время, когда мы сможем в существенной мере исполнить нашу клятву. Когда часы пробьют полночь, и весь мир будет спать, Индия пробудится к жизни и свободе. В истории есть моменты, когда нужно переходить от старого к новому, когда заканчивается эпоха, когда душа нации, долго находящаяся под гнетом, вырывается на свободу”.

В последующие три года, Индия разработала конституцию, которая и поныне является основой индийской демократии, построенной по образцу английской парламентской модели, но включающей в себя идеи еще, по меньшей мере, 9 конституций других государств. Индия стала республикой 26 января 1950 года, когда вступила в силу конституция. Индийцам было предоставлено избирательное право, свобода слова, свобода самовыражения и защита против любого рода дискриминации.

Индия приняла парламентскую систему управления с двумя палатами. Нижняя – Народная Палата (Lok Sabha), и верхняя – Совет Штатов (Rajya Sabha), главный законодательный орган страны. Штаты имеют такие же парламентские органы, хотя в некоторых штатах отсутствует верхняя палата. Две другие формы власти -- исполнительная и судебная. Огромная бюрократическая система, созданная англичанами, остается “стальной рамой” управления, задачей которой является проведение в жизнь законов.

Ранние правительства служили идеалам социалистической и светской мысли и старались не отдавать предпочтение какой-нибудь религии, этнической группе, касте или социальному слою. Это остается кредо нации с населением больше миллиарда, исповедующих все возможные религии и имеющих все возможные социальные убеждения. Во внутренней политике, это привело к устранению дискриминации и к реформированию земляной политики для создания более справедливого порядка.

Во внешней политике, это привело к тому, что лидеры нации благоприятствовали социалистический взгляд. Джавахарлал Неру, первый премьер-министр Индии, был одним из отцов основателей Движения Неприсоединения, сознательно избегая присоединения к западному блоку, возглавляемым США, или к советскому блоку, возглавляемым Советским Союзом. Однако, после 1971 года, развивая крепкие и обширные связи с СССР, Индия стала его близким союзником. С концом Холодной Войны, распадом СССР и образованием России и других независимых государств, внешние связи Индии расширились, охватывая новые республики.

Смешанная экономическая модель, служившая Индии более 40 лет, прекратила существование в 1991 году. Экономические реформы значительно улучшили индийские отношения в США, являющиеся самым крупным торговым партнером Индии сейчас. Рост сектора высоких технологий прибавил вес не только индийско-американским отношениям, но и отношениям с другими странами, по мере того, как Индия все успешнее справляется со сложностями нового экономического порядка в мире.

В международной торговле, Индия, одной из первых стран, стала членом GATT. Всемирная Торговая Организация упорно работает, чтобы выгоды от мировой торговли получали не только развитые страны, но и развивающиеся. Глобализация сжала мир. Дистанции сократились. Теперь рыбаки в Керале, все еще находясь в море, могут узнать мировые цены на рыбу.

С наступлением 21 века Индия может гордиться рядом достижений. Индия является самой большой демократической страной в мире, где в политических и социальных процессах страны активно участвуют более миллиарда индийцев. Индия – страна, с растущей экономикой, страна уверено продвигающаяся в областях высоких технологий, светское общество, основанное на принципах равноправия.

Автор и источник публикации: 

Посольство Индии, из архиваhttp://indianembassy.ru/cd_journey_through_india/CD1/ru/ru_history.html


Напишите отзыв или вопрос

Укажите email для уведомлений об ответе (не показывается).
одиннадцатикласс_ица:
| Авторы Индонета | Создатель Индонета | Контакты | Правила сайта | Карта сайта | FAQ |
Рейтинг@Mail.ru