Известный "как королева горных курортов", городок Манали появился сравнительно недавно. Еще в 20-х годах на его месте была лишь деревня Дана, что означает "корм". Здесь караваны мулов могли в последний раз запастись кормом перед подъемом на Рохтангский перевал. Новое же название курорт позаимствовал у другой деревни, расположенной в двух километрах северо-западнее на берегу реки Маналсу. Чтобы не путаться, деревню переименовали в Маналигарх, или крепость Манали. Остатки крепостных сооружений действительно находятся на склоне горы. Изначально же название Манали производят от Ману-алайя, или жилище отшельника Ману, который, как уже говорилось, поселился именно здесь после окончания всемирного потопа.
Город расположен на высоте 1829 метров. Его единственная по-настоящему городская улица Молл протянулась на несколько километров вдоль Беаса, отделенная от него лесом, а вокруг раскинулись сады. Особых достопримечательностей в самом Манали нет. Главная улица в верхней своей части застроена гостиницами и гест-хаузами, как здесь называют ту же гостиницу, но поскромнее и обычно поуютнее. Здесь и "Вудрок", и "Вуд лайнз", и "Шандела". Еще выше гест-хауз, который был основан Джоном Бэноном, внуком одного из первых английских садоводов долины капитана Бэнона, поселившегося здесь в 1870-х годах и ставшего признанным "белым раджой" верхней части долины. Женившись на гархвальской девушке, отставной офицер оказался отцом четырех сыновей. Имена всех из них начинались с буквы "Г": Генри, Герберт, Гарольд и Гью. Своеобразный достопримечательностью является также Клубный дом, который сосредоточивает светскую жизнь курорта.
На Молле сохранился чистенький гест-хауз, в котором дважды останавливался первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. Неру провел в Манали целый месяц в 1958 г. и десять дней в 1960 г. В 1969 г. в трудное время раскола Индийского национального конгресса здесь отдыхала и его дочь Индира Ганди. Памятник Неру установлен в самом центре Манали, на пересечении главной улицы Молл с дорогой, ведущей к мосту через Беас. Почти в центре города стоит больница леди Веллингтон, открытая этой вице-королевой в 1936 г. и принадлежавшая церковно-миссионерскому ордену.
Между Моллом и рекой протянулся вековой кедровый бор. Местные власти нашли, кажется, единственный способ уберечь его от все возрастающего потока туристов, огородив лес колючей проволокой над забором. Впрочем, в 90-х годах на берегу Беаса тоже начинают сооружаться гостиницы.
В средней части Молла, за памятником Неру, гостиницы на 300-400 метров уступают место торговым рядам, прерываемым лишь автостанцией и совершенно не вписывающимся в курортную атмосферу однокомнатным храмом Дурги, изображенной в широкой юбке рядом с неизменным лингамом под кувшином с водой. Чуть дальше – один из самых популярных ресторанов "Гози" с индийской и китайской кухней, а напротив – современная гостиница "Ибекс", построенная уже в 90-х годах. И снова приходит черед гостиниц: на нижнем Молле они рассчитаны на публику побогаче. Это прежде всего "Пикадилли".
Вправо от Молла уходит Гомпа-роуд, или Монастырская улица, которая ведет к буддийскому храмовому комплексу. Главный храм Хималая Ньинмапа построен в виде трехъярусной пагоды скорее в бутанском, чем в тибетском стиле. Над входом многоярусный карниз, расписанный орнамен-том, а над ним лепные изразцовые рельефы, изображающие драконов.
Фасад третьего яруса, также завершенного четырехскатной крышей, украшен позолоченными изображениями оленей и угловыми медальонами со священными текстами.
На первом этаже храма на 2,5-метровом пьедестале, раскрашенном до ряби в глазах, восседает трехметровый золотой Будда с черными кудряш-ками, закутанный в золотую тогу. С обеих сторон от него статуи телохранителей, оснащенных пиками и лампадами. На галерее второго этажа установлены статуи буддийских святых Падма Самбхавы, одетого в "роскошные" одежды, Авалокишвары и Хая Гхрива, с маской и оружием в руке.
Восточнее прямоугольный храмик с башенкой, завершенной криволинейной крышей. В его алтаре стопкой стоят буддийские иконы, изображающие не только будд и бодхисаттв, но и далай-ламу, духовного и светского главы тибетцев. Поблизости храм, также увенчанный четырехскатной крышей в стиле пагоды. Почти весь его интерьер занимает большой цилиндр, расписанный большими буквами мантр, буддийских заклинаний. Верующие почти непрерывно вращают цилиндр, что по ритуальному значению эквивалентно повторению запечатленных на нем мантр. С потолка свисают два колокольчика, которые, соприкасаясь с металлическим штырем, выступающим из цилиндра, при каждом его повороте издают довольно мелодичные звуки.
Метрах в ста расположена гомпа, или тибетский монастырь Гадхан Тхекчоклинг, основанный беженцами из Тибета в 1969 г. На стене перед входом установлена мемориальная доска в память 110 тибетцев, отдавших свою жизнь в "борьбе за права человека" в Тибете в 1988, 1989 и 1990 г. Половина имен их неизвестна. Среди известных жертв около одной пятой – это ламы, остальные – светская молодежь. В центре двора монастыря, обстроенного двух-трехэтажными корпусами с лоджиями, стоит храм-пагода. В главном алтаре установлена статуя золотого Будды в тоге, восседающего на прямоугольном лотосе. Стены украшены росписями на буддийские сюжеты, четыре опорные колонны – обильным орнаментом.
На северо-западной дороге из города на большом валуне выбита эпитафия в память Гарольда Бэнона, погибшего на фронте во Франции в 1915 г. По заказу его родственников местные тибетцы украсили валун яркими буддийскими картинами и досками со своими мантрами. Вдоль серпантина, ведущего в Дхунгри, расположились одна из наиболее современных гостиниц "Шингар Ридженси" и многочисленные отели: "Мидоуз", "Капур", "Рахул" и другие, поскромнее.
На северо-западной окраине Манали, в пригороде Дхунгри, в кедровом лесу стоит храм богини Хадимбы, построенный в 1553 г. князем Бахадуром Сингхом, сыном уже многократно упоминавшегося Сидха. Князю настолько понравился храм, что он приказал отрубить строителю правую руку, дабы тот не смог построить еще одно такое чудо. Это не помешало зодчему натренировать левую руку и построить, как утверждают, еще лучший храм Трилокинатх в Чамбе. Тогда народ, не желавший повторения чуда, отрубил ему голову.
В лесу Дхунгри один из пяти братьев Пандавов, героев эпоса "Махабхарата", силач Бхим убил жестокого демона по имени Хадимб и женился на его сестре Хадимбе. Пандавы провели в Манали около года. За это время Хадимба подарила Бхиму сына Гхатоткача. Он мужественно сражался и погиб на великом поле брани в Курукшетре. С той же богиней связана судьба еще одного героя "Махабхараты". В результате проклятия, произнесенного отшельником-риши Мандавьей, бог Дхарма обратился в простого смертного Видуру, сыгравшего немалую роль в битве при Курукшетре. Видура женился на дочери Хадимбы, которая родила ему двух сыновей Бхота и Маккара. Царство первого из них простиралось на северо-восток, и из него образовались Бхот (Тибет) и Бхутан (Бутан). Второй правил на северо-западе: от его имени производится и еще одно старинное название долины Куллу – Макарса.
Храм представляет собой четырехъярусную пагоду, каждый из этажей которой завершен широкой наклонной четырехскатной крышей. Верхний, круглый ярус увенчан бронзовым шаром и трезубцем Шивы, с супругой которого Парвати-Дургой-Кали в конечном счете стала отождествляться местная богиня Хадимба, что не помешало ей одновременно быть и женой пандава Бхима. Общая высота здания – 24 м, но окружающие его вековые кедры еще выше. Вокруг первого этажа пагоды идет веранда с резными колоннами. Наряду с обычными рельефами богов и богинь, слонов и магаров (стилизованных крокодилов, которых трудно узнать) резьба включает древний скифский сюжет оленя с головой вполоборота и типичный для Средиземноморья сюжет двух птиц, пьющих нектар жизни. Фасады первого этажа украшены многочисленными рогами местных парнокопытных.
Интерьер храма относится к числу наиболее языческих. За низкой дверью с высоким порогом в полутемном зале установлен грубый священный камень почти прямоугольной формы, вмурованный в землю. Почти в центре его отверстие, в которое стекает кровь животных во время жертвоприношений. Единственные статуи – это две маленькие бронзовые Дурги, разодетые в яркие одеяния и, как правило, хранящиеся в земляной нише под камнем.
Раз в год во время праздника Дуссейра статуя Хадимбы отправляется на паланкине за 40 км в Куллу, чтобы поклониться богу Раме. Паланкин и праздничная маска Хадимбы хранятся в другом храме, в Маналигархе. Богиня, как указано на официальной памятной доске, помогает от стихийных бедствий и нищеты. Считается она также и покровительницей дождя. Поэтому в засуху деревенских божков приносят в храм и запирают в нем на ночь, чтобы они успели уговорить Хадимбу даровать дождь. Выполняет Хадимба и полицейско-судебные функции в отношении остальных богов. Когда деревенский девата проштрафится, его представляют на суд Хадимбы. Богиня может либо оправдать коллегу, либо приговорить его к заключению в ее храме и голоданию. В последнем случае бог лишается ежедневного горшка риса, выставляемого перед его статуей поутру.
Потомки княжеской семьи до сих пор регулярно приносят коз в жертву в храме Хадимбы. Перед жертвоприношением коза должна затрястись: это означает, что в нее уже вселился бог. Если отверстие в полу храма, куда стекает кровь жертвы, быстро переполняется и начинает фонта-нировать, то богиня удовлетворена. В противном случае нужно тащить еще одну козу. На жертвоприношение идет лишь козья морда и передняя нога, которую вставляют в рот. Остальные части тела возвращаются жертвователям.
Рядом продолговатое здание, наполовину деревянное, наполовину каменное. В нем помещается приют для странствующих святых – садху, в разгар сезона собирающихся сюда на сбор подаяния. П.Четвод высказывает гипотезу, что это явно старинное здание было частью древнего буд-дийского монастыря. Она же приводит рассказ о тибетском монахе, который в конце ХIX века пришел в эти места с древней картой, позволявшей якобы доподлинно определить точное местоположение монастыря. Тибетец утверждал, что его обитатели, покидая Дхунгри в большой спешке, спрятали ценнейшую библиотеку в пещере, заколдовав вход в нее. Он разыскал лесной завал, который будто бы загораживал этот вход, но колдовство было столь могущественно, что монах, несмотря на все старания, не смог даже притронуться к сваленным в кучу стволам деревьев.
Метрах в двухстах к северо-западу от храма стоит Данбар-хауз. Это первый дом, построенный англичанами в долине в гималайском стиле. Он принадлежал уже упоминавшемуся Даффу Данбару, служившему помощником лесничего в 1860-1870-х годах. Еще на карте 1921 г. вместо Манали было показано почтовое отделение Дафф Данбар. Двухэтажное здание сложено из чередующихся слоев кедровых балок и каменных блоков. Вместо обычного скотного сарая на первом этаже устроены столовая и гостиная с настоящими английскими каминами. На втором этаже, окруженном резной деревянной верандой, – спальные комнаты. Когда-то крыша его была из каменной плитки, но последующие владельцы заменили ее на железную.
Километрах в полутора вверх по склону расположено небольшое, но очень живописное озеро Бригху, на берегу которого в незапамятные времена находилась обитель святого отшельника с тем же именем.
читать дальше... Вашишт и перевал Ротанг
КУЛЛУ ДОЛИНА БОГОВ ИЛИ КОНЕЦ ОБИТАЕМОГО МИРА. А. Е. ГРАНОВСКИЙ, доктор экономических наук
Напишите отзыв или вопрос